Жилая зона

В академическом «Словаре русского языка» понятие «двор» раскрывается так: «Участок земли при доме, огороженный забором или стенами зданий». Да, когда-то так оно и было. Городской двор представлял собой обычно небольшую территорию, замкнутую со всех сторон, с одним, как правило, выходом на улицу, откуда только и могло нагрянуть что-нибудь неожиданное. Этот микромир населяли хорошо знакомые друг другу люди, а составляли его столь же хорошо известные каждому из них предметы. Взрослые, а тем более дети, чувствовали себя здесь свободно и безопасно, да и что могло нарушить привычное течение дворовой жизни. «Возмутитель спокойствия» — автомобиль вел себя во дворах скромно, развернуться здесь ему не только в переносном, но и в самом прямом смысле слова просто негде было.

Теперь все изменилось. Никаких дворов, хотя слово это по привычке еще употребляется. В городском строительстве новые принципы. Выросли микрорайоны — жилые зоны. Современные дворы — это обширные пространства между многоэтажными домами, где пролегли внутриквартальные проезды, в общем – то мало чем отличающиеся от обычной уличной сети. Пролегли рядом с детскими и спортивными площадками, коммунально-бытовыми зонами, автостоянками. Такое тесное соседство может иметь и неприятные последствия дорожный травматизм во «дворах» вызывает в последнее время озабоченность и за рубежом и у нас в стране. Как пишут некоторые западноевропейские газеты, «опасность подступает к самому порогу дома». Например, в Англии, Голландии около 65% наездов на детей приходится в радиусе 300 метров от их жилья. В общем, проблема налицо, и специалисты, естественно, ищут пути ее решения. А мы хотим поговорить на эту тему с водителями.

Чтобы здесь меньше случалось бед, им надо прежде всего понять и учитывать «психологию двора», взгляд его обитателей на вещи.

Дети и постоянно сопровождающие их бабушки и дедушки обычно воспринимают эту территорию чуть ли не как продолжение своей квартиры. Видимо, поэтому они не ожидают появления в жилой зоне автомобиля, чувствуют себя «как дома» и не предвидят опасности. Притом дети в силу возрастных особенностей и малого опыта просто еще не могут осознать ее, а старики уже не в состоянии своевременно заметить и правильно на нее отреагировать. Люди средних лет, наиболее грамотная и дееспособная часть населения двора, появляются в нем в основном по пути на работу и обратно, да в выходные дни, гуляя с детьми. Они достаточно осторожны и предусмотрительны в отношении автомобиля, поэтому не спускают глаз с малышей.

Свой особый взгляд на двор и его предназначение у начинающих мотоциклистов. Многие из них считают, что это наилучшее место для самоподготовки. ГАИ сюда не заглядывает, нет тебе здесь ни дорожных знаков, ни светофоров, да и движение редкое. Правда, много пешеходов, но это обстоятельство далеко не всех останавливает. Юных поклонников мототехники с каждым годом становится все больше, и кое-где они буквально заполонили жилые кварталы.

Каждый водитель должен представлять себе все эти сложности движения по артельным дорогам, где припаркованные машины, густая зелень насаждений летом или сугробы зимой, различные хозяйственные постройки очень часто образуют непросматриваемые зоны, в которых в любой момент может оказаться ребенок, а то и взрослый пешеход. Казалось бы, ясно, что в таких условиях можно быть спокойным за безопасность, только находясь в постоянной готовности к экстренному торможению, не позволяя себе скорость более 10 км/ч. К сожалению, еще не все водители проявляют эту осторожность, а в результате сводки дорожно-транспортных происшествий пополняются авариями, случившимися в жилых зонах, в самых, вроде бы, безобидных ситуациях.

Какие же это ситуации? Наиболее распространенная — остановка за «слепым» поворотом. Я, мол, «на одну минуточку». Так рассуждает, скажем, водитель такси, высаживающий пассажиров у подъезда, или автолюбитель, заехавший за ребенком в детский сад, расположенный внутри квартала. А тут на сравнительно небольшой скорости — 20 — км/ч едет другой автомобиль, его водитель не видит петушки, начинает поворот и… сталкивается с препятствием, о котором и не подозревал.

Другая опасность — детский хоккей или футбол прямо во внутриквартальном проезде. Как известно, это самые любимые игры. Дети по природе импульсивны и, когда увлечены игрой, неспособны контролировать свои действия. Именно поэтому водитель, двигаясь мимо «хоккеистов», просто обязан быть предельно внимательным и осторожным, чтобы полностью управлять любой, даже самым неожиданным образом развивающейся ситуацией. После игры на проезжей части нередко остаются разные предметы, которые использовали мальчишки, скажем, для обозначения хоккейных ворот —деревянные или металлические ящики, столбики, сложенные из кирпичей. Вечером внутриквартальные проезды освещаются довольно слабо, и того, кто здесь позволяет себе ездить быстро, да еще не включая ближний свет, может ждать неприятный сюрприз.

Водитель должен учитывать и тот факт, что во внутриквартальных проездах чаще пересекаются пути пешеходов и транспорта — ведь тротуаров нередко нет, и люди идут прямо по проезжей части. Притом взрослые не всегда считают необходимым вести детей за руку. Шум мотора или звуковой сигнал иногда оказываются для них настолько неожиданными, что, испугавшись, не только ребенок, но и взрослый человек может шарахнуться как раз в сторону автомобиля. В этом случае если скорость машины велика, то избежать несчастья практически не удается, так как возможности для маневра почти всегда нет.

Техническая любознательность детей, безусловно, приняла сегодня более спокойный характер, чем это было лет двадцать назад, когда каждый автомобиль, появившийся во дворе, вызывал у любого мальчишки непреодолимое влечение. Но и сегодня ребята нередко собираются вокруг автолюбителей, занимающихся, например, ремонтом. Они часто предлагают свою помощь, когда видят, что машина застряла в снегу, а то и просто прячутся за ней от партнеров по какой-нибудь игре. Во всех этих случаях стоит водителю проявить торопливость или просто невнимательность при троганье с места — и беды не избежать.

Наконец, наши четвероногие друзья. На прогулку их обычно выводят поздно вечером или рано утром, и, проезжая мимо, стоит уделять им внимание, так как поведение животных бывает непредсказуемым. Услышав шум двигателя, собака может, спеша к хозяину, броситься вам наперерез. Мало того, уловив знакомый голос, пытающийся ее остановить, она часто застывает в самом неподходящем для этого месте, то есть перед вашим капотом. Словом, неприятных вариантов и здесь множество, так что вблизи мест, где выгуливают собак, следует всегда быть настороже.

Итак, здесь сделана попытка привлечь ваше внимание к наиболее сложным и часто встречающимся ситуациям, которые таят в себе опасность, когда приходится двигаться по внутриквартальному проезду. В заключение попробуем дать еще две рекомендации.

Во-первых, каждый человек за рулем должен совершенно четко представлять себе, что пешеходы жилой зоны пользуются безусловным преимуществом. И совершенно обоснованно: автомобиль здесь гость, а не хозяин. А главное, только такой подход к делу позволяет обеспечить максимальную безопасность.

Во-вторых, двигаясь по внутриквартальному проезду, водитель обязан придерживаться скорости не выше 10 км/ч, то есть чуть большей, чем у пешеходного потока. Действуя так, он выигрывает психологически: и пешеходы машины не пугаются, и сам шофер спокоен. Кроме того, остановочный путь в этом случае снижается буквально до нескольких метров, на расстоянии которых и надо предвидеть развитие событий на дороге, что уже совсем не сложно.

Остается добавить, что подобные рекомендации в некоторых странах уже официально введены в правила движения. Существует даже дорожный знак «Жилая зона», который устанавливается на всех въездах в кварталы. Он предписывает водителям действия, о которых говорилось выше. Хочется надеяться, что со временем такой знак появится и в наших Правилах. А пока его нет, ничто не мешает каждому водителю действовать во внутриквартальных проездах самым безопасным образом, помня о том, что именно здесь наиболее часто пересекаются пути человека и автомобиля.



No User Responded in " Жилая зона "

Оставить комментарий

  Имя [*]

  e-mail [*]

  сайт

Subscribes подписаться на получение ответов

Заметьте: Включена проверка комментариев. Нет смысла повторно отправлять комментарий.