Советы новичкам по экономии топлива

Велика ли эта площадка? Пятачок! Опытный водитель, конечно, и на таком пространстве успеет и разогнаться, и передачи перебрать от первой до четвертой. А новичок? Выше второй, как правило, он не поднимается, не успевает. Да и нужды в этом нет, поскольку тут главное — почувствовать автомобиль, обрести уверенность, отработать навыки точного вождения и автоматизма в обращении с органами управления.

По-настоящему пользоваться коробкой передач водитель начинает, только попав на кольцевую трассу автодрома или на дорогу. И тут уж нельзя упускать момент. Все, что мы еще не сказали об экономичном вождении, нужно сказать сейчас. Всему, чему еще не научили, — нужно научить теперь.

Итак, ученик уверенно, с первой попытки трогается с места, разгоняется, включает вторую передачу.

Он, конечно, знает теперь, в какой момент лучше всего это делать: когда автомобиль достигнет 10 — км/ч. Умелый мастер будет учить еще и прислушиваться к «голосу» двигателя, определять по частоте вращения коленчатого вала тот момент, когда уже требуется повышенная передача.

Но каждый ли обращает внимание на интенсивность разгона? Между тем именно тут главный резерв экономии топлива. И заключается он в том, что нужно стремиться так нажимать на педаль «газа», чтобы реже включать в работу вторичную камеру карбюратора и ускорительный насос.

Объясню чуть подробнее. Практически все наши автомобили снабжены сейчас так называемыми двухкамерными карбюраторами, которые обеспечивают хорошую динамику автомобиля. При малых нагрузках работает лишь одна первичная камера, а с увеличением оборотов (или нагрузок) включается и вторичная. При этом, естественно, заметно растет расход топлива.

Практика показывает, что в повседневной эксплуатации, в стандартной обстановке водитель вполне может обеспечить нормальное движение автомобиля, используя только первичную камеру карбюратора, то есть нажимая на педаль «газа» не более чем на 2/3 ее хода (только после этого включается вторичная камера!). Конечно, при этом несколько снижается интенсивность разгона, но она далеко не всегда нужна, а уж в случае, когда за рулем новичок, и вовсе ни к чему.

Итак, мы приучаем курсанта трогаться плавно и разгоняться медленно, нажимая на педаль «газа» осторожно, будто между нею и подошвой лежит хрупкая скорлупка.

Теперь нужно проследить за тем, чтобы ученик вовремя переходил с одной передачи на другую. И опять я начинаю с объяснения. Говорю, что, если включить более высокую передачу, когда скорость еще слишком мала, возрастут нагрузки на двигатель, упадет частота вращения коленчатого вала. И тогда придется слишком энергично нажимать на педаль — а это лишний расход топлива. (Не говоря уж о том, что в такой ситуации падает давление в системе смазки — и это тоже плохо.) Если же «перекручивать» двигатель на низшей передаче — снова будет непроизводительно сжигаться топливо. Значит, при переключении нужно стараться придерживаться именно тех значений скорости, которые рекомендованы заводом для каждого автомобиля.

Несколько слов о моем отношении к накату. Когда-то среди водителей бытовало мнение, что накат, то есть движение автомобиля с выключенной передачей, по инерции — один из вернейших способов экономии топлива. На эту тему проводили конференции, опыт лучших шоферов всячески пропагандировали, сообщали в печати о достигнутых результатах. И это было, пожалуй, правильно в тот период, при невысоких скоростях и малой интенсивности движения.

Стало больше автомобилей, возросла плотность потоков на дорогах — и о накате стали говорить все реже и реже. И это тоже понятно: все-таки автомобиль лучше управляем, когда на колесах есть тяговое усилие. Меньше вероятность заноса и опрокидывания.

И все же в реальной обстановке сплошь и рядом встречаются случаи, когда сухая отличная дорога начинает плавно и на большом протяжении идти вниз. Нужно ли в таком случае держать двигатель и трансмиссию под нагрузкой? Думаю — нет. Полезнее выключить передачу (не выключая зажигания!) и «скатиться», используя инерцию, пока скорость не упадет до намеченного предела, обеспечивающего последующий плавный разгон. Это, конечно, сохранит лишние граммы топлива, которые постепенно соберутся килограммы и сократят число заново. А коль так — нужно уже сейчас научить подопечных грамотно пользовался накатом, предупредив и о возможных отрицательных явлениях (ухудшение управляемости).

Нетрудно догадаться, что советы, которые я излагаю, относятся к карбюраторным автомобилям, и прежде всего к легковым. Думаю, однако, что этими рекомендациями могут воспользоваться и мастера вождения автошкол, обучающие на грузовиках будущих военных водителей.

Из сказанного здесь так или иначе уже вырисовывается тот стиль езды, который мне больше всего по душе: спокойный, плавный, без резких ускорений и ненужных торможений. Стиль, говорящий о хороших навыках, уверенности и надежности водителя. Хочу лишь добавить, что, прививая такой стиль езды, мы добиваемся не только чистой экономии топлива на данном автомобиле. Получаемый эффект куда как больше. Равномерная и четкая езда одного водителя благотворно влияет на климат во всей окружающей его зоне в транспортном потоке: создает хорошую психологическую атмосферу доверия, выравнивает скорости, сокращает число стрессовых ситуаций.

И наконец, о мелочах.

Если ограничиться при обучении курсантов даже тем, о чем рассказано выше, уверяю, они станут неплохими шоферами в смысле экономной езды.

Но вот ваш ученик получит «права», сядет за руль другого автомобиля, уже не учебного. И вас не будет рядом…

О чем сказать ему напоследок?

Я бы посоветовал хорошенько следить за температурным режимом двигателя. Зная, что нормальная температура охлаждающей жидкости 85° С, нужно стремиться все время поддерживать ее в этих пределах. Так будет обеспечено наилучшее приготовление и сгорание рабочей смеси. А значит — наивысшая экономичность. И потому не нужно лениться, скажем, вовремя промыть систему охлаждения; сменить термостат; зимой утеплить радиатор… Это себя оправдает.

Настоятельно рекомендовал бы проверить легкость вращения колес, качество смазки в их подшипниках; состояние тормозных колодок и барабанов (нет ли в них заедания) — это улучшит накат, уменьшит сопротивление качению.

На движущийся автомобиль отрицательно действует и сила сопротивления воздуха. При высоких скоростях на ее преодоление уходит немалая часть мощности двигателя. Поэтому не нужно устанавливать снаружи ничего лишнего, скажем, без нужды возить на крыше легкового автомобиля багажник. Даже окно не следует открывать без крайней надобности. И тогда в баке еще останутся сбереженные граммы бензина.

А из всего, о чем мы говорили, складывается довольно серьезная экономия топлива. И заметьте — это в ваших силах.



No User Responded in " Советы новичкам по экономии топлива "

Оставить комментарий

  Имя [*]

  e-mail [*]

  сайт

Subscribes подписаться на получение ответов

Заметьте: Включена проверка комментариев. Нет смысла повторно отправлять комментарий.